Существует два основных способа организации производства кино:
1. Киностудии с замкнутым технологическим циклом. С момента появления кинематографа в разных странах были созданы предприятия занимающиеся производством кинофильмов. Киностудии занимались искусством и PR-ом своих держав. У подобных фирм были заключены жесткие (иногда пожизненные) контракты с актерскими труппами и отдельными «звездами», а также в закрытых стеклянных павильонах был смонтирован набор съемочных площадок с декорациями. В результате длительной практики и накопленного опыта такие объединения со временем превратились в киностудии с замкнутым технологическим циклом, на которых осуществляется весь комплекс работ – от подготовки сценария до выпуска «просмотровой» фильмокопии. На таких киностудиях содержался полный штат художественно-творческих сотрудников иэкономический отдел. Отдельно хотелось бы отметить, что даже при такой организации производства художественно-творческий процесс был отделен от всех других процессов. Задача цехов и отделов киностудии заключается в обеспечении съемочной группы работой. При такой системе единое руководство рационально использует персонал и производственные мощности. По сути, такой подход используется в промышленности. Со временем увеличение производства на наиболее крупных киностудиях увеличивалось, что привело к децентрализации руководства художественно-творческим процессом. Для этого были созданы творческие объединения, каждое из которых взяло на себя руководство частью съемочных групп. Само творческое объединение формировалось по жанровому принципу: детские и юношеские фильмы, кинокомедии, телевизионные фильмы. Хочется заметить, что при наличии творческих объединений на каждой отдельной киностудии не нарушается ее основной принцип, киностудия остается самодостаточной. Как основной пример можно привести некоторые Американские киностудии: «ХХ век-Фокс», «Парамаунт», «Уорнер Бразерс», «Дисней», «Колумбия» и др. Если еще более детализировать, большинство этих фирм расположено в Голливуде, где весьма благоприятные климатические условия-свыше 300 солнечных дней в году. В Голливуде находится порядка 20 киностудий, где имеется 200 съемочных павильонов общей площадью 250 000м2, количество сотрудников 20 тыс. человек. Руководство съемочной группой или несколькими одновременно поручают доверенному лицу – продюсеру. Он комплектует съемочные группы, руководит работами, зачастую подбирает сценарий, заключает договоры с авторами. Продюсер отвечает перед студией за качество фильма и потраченные средства. В некоторых случаях продюсеры являются совладельцами киностудии. В американском кинематографе продюсер стал не только производителем работ и официальным представителем киностудии, но и оказался лицом, стоящим в творческих вопросах над режиссером-постановщиком и всей съемочной группой. Продюсеры, как правило, не творческие работники и ,получив власть над всей кинематографической работой, вывели коммерческую составляющую на передний план. Кроме этого система продюсерства при всех ее положительных сторонах привела к стандартизации голливудских кинофильмов.
2. Продуцентские фирмы или продакшн студии. Отделение творческого процесса от технической базы. Есть принципиально другой подход к организации производства кинофильмов. В этом подходе художественно-творческий процесс полностью отделен от производственно-технических процессов, выполняемых в цехах и отделах киностудии или узкоспециализированными фирмами. При такой организации работ съемочная группа, находящаяся вне киностудии, подготавливает сценарий, ведет подготовительные работы к производству, приглашает актеров, грим, аренду костюмов и после того как режиссер готов сказать мотор заключается договор на аренду помещений с киностудией. Киностудия строит декорации и ведет техническое обслуживание. В общем-то выше описанная схема не совсем статична и может быть применена в самых различных вариациях. Скажем, киностудия выступает как инвестор и прокатчик, а всю остальную работу выполняет продуцентская фирма. Если киностудия ограниченно верит в успех фильма, а продакшн студия достаточно крупная, они могут разделить бремя инвестиций в кино и прибыль или убыток то же. Инвестор может быть вообще со стороны, возможно человек хочет оставить свой след в искусстве, тогда кто привел инвестора и определят основные правила игры. Съемочная группа при таком подходе собирается только на период постановки фильма, заключаются трудовые договора между действующими лицами и после завершения проекта «спортивная команда» разбегается, получив гонорары. В продюсерском центре остается только «костяк». Соответственно от киностудии получают только услуги технической базы. Как показывает практика при такой системе в худшем положении оказываются киностудии, не получающие достаточных средств для расширения и обновления техники. Оправдывает подобную организационную форму только гибкость и практичность производственного процесса.
3. Независимые продюсеры. Инвесторы в киноискусстве. В последнее время получила распространение новая форма фильмопроизводства, обусловленная появлением независимых продюсеров-инвесторов, которые пытаются заработать деньги на прокате или оставить свой след в искусстве. Также как независимые продюсеры выступают некоторые кинорежиссёры, известные, высокооплачиваемые актеры и сценаристы.Этим людям приходится преодолевать конкуренцию с кино монополиями и сложности с прокатом, что бы показать свое произведение на большом экране. Решающим фактором в успехе лент, снятых независимыми продюсерами является высокое художественное качество кинофильмов.Постановка кинофильма стоит дорого, поэтому независимые продюсеры осуществляют свои постановки совместно с киностудиями или телевизионными компаниями, разделяя с ними и доходы, и расходы по фильму. Зачастую такие объединения пользуются банковскими кредитами. Реально в условиях капитализма только очень богатые люди могут позволить себе быть независимыми в своем творчестве, потому что в подавляющем большинстве независимые продюсеры вступают в союз с теми же монополиями и идти на компромиссы в своем творчестве. А если учесть сложную зависимость от проката, то свобода становиться во много иллюзорной.
Основные задачи, которые приходится решать при организации фильмопроизводства:
-Повышение художественного и технического качества кинофильмов.
-Четкая работа производственно-технической базы.
-Четкая работа производственно-технической базы, выстраивание технологической и производственной дисциплины.
-Улучшение экономических показателей.