Бурное развитие телевидения оказало большое влияние на современное состояние кинематографа. Поначалу значение телевидения и его охват аудитории недооценивалось. Телевидение очень мощно воздействовало на посещаемость кинотеатров, отбирая аудиторию у последних. С развитием телевизионного контента, во многих странах предпринимались попытки бойкота телевидения. Однако помещать развитию было невозможно. Примерно тоже самое сейчас происходит и с интернетом, делаются различные попытки саботажа с одной стороны. С другой стороны интернет стал убийцей множества «рынков», но со временем вещание и деньги скорее всего уйдут туда.
При организации телевидения, и строительстве современных телецентров и киностудий использовались, как правило, технологии, наработанные в кинематографе. Это позволило телевидению сразу взять высокий старт. Например, при проектировании телевизионных центров учитывается опыт строительства киностудий. Опыт кинооператоров при съемке кинофильмов, способы монтажа, работа с актерами и гримом,безусловно, оказали влияние на творческое развитие телевидения и его современный внешний вид. Сейчас можно наблюдать обратный процесс. На телевидение приходит намного больше технических новинок, которые перенимают киностудии и отдельные профессиональные съемочные группы для своей деятельности. Именно с телевидения пошла мода на многокамерные методы съемки на киностудиях. А сейчас на некоторых телестудиях с использованием компьютерной графики и «хромакей» технологиях снимают полноценное кино на очень маленькой территории. Кроме этого особо стоит отметить, что опыт производства телефильмов повлиял на снижение стоимости и ускорение сроков съемок художественных картин.
Сейчас статистика показывает, что массовый зритель больше идет в кинотеатры, чем раньше, но, тем не менее, он также продолжает смотреть и телевизор. Или иными словами можно сказать, что рынок нащупал точку равновесия.
Телефильмы
«Живые» передачи из телестудий при всем их многообразии – лекции, актерские интервью и выступления, доклады, новости, театральные постановки, спортивные трансляции, публицистические и хронологические передачи. Даже в крупных столичных городах подобным контентом невозможно заполнить все телевизионное пространство, потому что подобные передачи просто неспособны удовлетворить разнообразные вкусы многочисленной телевизионной аудитории.
Естественным выходом из данной ситуации может стать показ кинофильмов по телевизору. Однако на практике подобное достаточно сложно обеспечить, поскольку, во-первых фильмофонд ограничен, а во-вторых прокат кинолент по телевизору стоит немалых денег для телеканалов, по сравнению с передачами, которые они снимают самостоятельно, а в третьих фильмы выходят со значительным опозданием и многие зрители уже видели их в кинотеатрах. Немного исправляют картину различные киножурналы, документальное кино и мультипликация, они заняли на телеэкранах достойное место и подняли качество телевещания.
Со временем, отдельные страны смогли решить проблему телевизионного контента. Специально образованные студии занимались видеосъемкой непосредственно фильмов снятых для телевидения. Так появились «мыльные оперы» и индийские сериалы. Со временем подобные телефильмы претерпевали измененияи со временем на экранах начали появляться достаточно серьезные произведения – сериалы. Появились специализированные каналы и киностудии по типу «HBO» , которые снимают и прокатывают по телевидению только сериалы и имеют деньги только на прокате и рекламе подобного контента. Кроме этого подобные телеканалы со временем стали по своему трактовать историю, и в тех странах, где образование пошатнулось, не учебники творят историю, а американское кино.
Так же отдельно из истории развития телевизионных фильмов стоит отметить, что в самом начале пути вообще не было съемки телефильмов. Записывались самые удачные телешоу, потом осуществлялись повторы. После телешоу снимались концерты и театральные постановки и их то же показывали по телеку. Предварительная заготовка программ и трансляция их в наиболее удобное время сразу стала популярной в медийной отрасли.
Стоимость производства телефильма примерно в 10 раз меньше стоимости производства «полноценного» кино. Это связано с размером гонораров актеров, оплатой сценария, прокатными и накладными расходами. Главным отличием от кинематографической практики стал выпуск картин по очень жесткому графику, привязанному к программе телепередач. Некоторые серии буквально рождаются с разбегу. Длина телевизионного фильма стандартизирована и составляет 30 или 60 минут, включая время рекламы. И только при создании серьезных художественных телефильмов их длительность приближается к полнометражному кино. Раньше сериал состоял из 30-40 серий, потом появились такие монстры, как бразильское «мыло» и «СантаБарбара», сейчас теле продюсеры дробят сериалы на несколько сезонов, в которых по 6-25 серий. Работает правило, чем короче кино, тем оно серьезней и длиннее серия. «СитКомы» вообще длятся по 20-25 минут, сезон соответственно удлинён.
Технические особенности производства телефильмов.
Восприятие изображения со сравнительно небольшого экрана телевизора в небольшой комнате предъявляет к изображению, передаваемому по телевидению, требования отличные от показа фильмов на большом экране в условиях кинотеатра. Основной особенностью телефильмов можно назвать малые угловые и линейные размеры экранного изображения. Кроме этого наблюдается ограничение в передаче деталей и тональной градации. На современном этапе телевизоры то же прошли большой путь от больших ящиков с аквариумами до домашних кинотеатров, но аналогичных эффектов, как в кинотеатре, добиться так и не удалось.
Основные отличия производства телефильмов и кинофильмов:
1) При съемке телефильма, оператор должен учитывать не только размеры изображения на снимаемом кадре, но и размеры изображения, передаваемые телеканалами.
2) При съемке используется больше средних и крупных планов. Они лучше воспринимаются на экранах телевизоров.
3) Для выделения сюжетно важных частей, часто используются объективы с переменным фокусным расстоянием в сочетании с движением съемочного аппарата.
4) Телефильмы, по возможности, снимаются сквозной съемкой целых сцен и эпизодов в сюжетной последовательности.
5) При съемке телефильмов используется менее контрастный характер освещения снимаемых объектов.
6) Качество декораций, используемых для съемок телефильмов, заметно ниже чем качество декораций используемых для производства широкоформатного кино.
7) Изза использования сквозной системы, количество дублей при съемке телефильмов значительно меньше, чем при съемке классического кино.
8) При съемке телефильмов количество павильонных съемок значительно превосходит количество натурных съемок.
9) Производительность труда при съемке телевизионного кино значительно выше, чем при съемке кинокартин.
При съемках телефильмов применяют обычно всего два способа:
-Однокамерный - это самый простой способ съемки. Он получил широкое распространение для съемок хроники, производства короткометражных телефильмов, вставок и др. работ.
-Многокамерный способ - это когда ведут съемку в несколько камер. Применяется в следующих вариантах:
А)Способ параллельно-непрерывной съемки несколькими камерами. С отбором удачных планов в процессе монтажа.
Б) Способ поочередной съемки несколькими камерами.
В) Гибрид первых двух способов, дополненный режиссерским видеоконтролем со специального планшета.
Последний способ наиболее широко распространен на современном этапе развития телевизионных съемок.