Постановка фильма, видеосъемка концерта с прямой трансляцией, съемка рекламы осуществляется группой творческих и производственных работников, объединенных в единый коллектив, который называется съемочной группой. Время существования съемочной группы зависит от вида, жанра и постановочной сложности фильма. Например, для съемки короткометражного документального кино- или телефильма достаточно несколько человек – режиссера, кинооператора, звукооператора, продюсера. Для производства художественного фильма на отдельных этапах требуется до нескольких десятков человек.
Съемочные группы образуются вокруг телевизионных каналов, киностудий, театров, однако не исключена возможность создания творческих коллективов независимо от производственной базы.
Рассмотрим съемочную группу для производства художественного фильма более детально. Прежде всего стоит отметить, что при производстве кинофильма ,все остальные отделы работают на обеспечение съемочной группы работой. Количество съемочных групп на киностудии определяется производственной необходимостью. Опыт работы ведущих киностудий доказывает, что наиболее продуктивными оказываются съемочные группы с постоянным составом. Сохранить постоянство съемочной группы возможно только, если киносъемки идут один фильм за другим без значительных промежутков. Съемочную группу начинают формировать сразу после запуска литературного сценария в производство. Количество работающих в съемочной группе людей зависит от постановочной сложности картины, а состав меняют в зависимости от производственного этапа.
Типовая съемочная группа выглядит примерно так:
-Разработка литературного сценария – 3-5 человек;
-Разработка режиссёрского сценария – 3-5 человек;
-Подготовительный период – 10-15 человек;
-Съемочные работы – 15-20 человек;
-Монтажные работы – 6-8 человек;
-Сдача отснятых материалов (монтажных копий) – 10 человек;
-Административные работы по результатам съемок – 5-7 человек.
Люди работающие в составе съемочной группы делятся на три основных категории:
1) Основной творческий состав съемочной группы. Это автор сценария, актерский состав и консультанты, творческая группа во главе с режиссёром постановщиком ( штатные сотрудники).
2) Административный персонал во главе с директором или продюсером.
3) Привлекаемые к съемочной группе технические работники.
Съемочные группы для научно-популярного и документального кино, а также для производства телевизионных и мультипликационных фильмов могут быть существенно меньше, чем съемочные группы для производства классических фильмов.
Рассмотрим обязанности основных работников съемочной группы.
Режиссёр- постановщик – ведущий творческий работник, которому поручается постановка фильма. Он несет основную ответственность за идейное и художественное качество фильма, а также за сроки его производства. Режиссер постановщик принимает участие в выборе литературного сценария, а также его дальнейшей доработке до режиссёрской версии. В подготовительный период режиссёр принимает участие в разработке календарных съёмочных планов и сметы на производство работ. Режиссёр со своим помощником утверждает места локальных съемок и декорации, костюмы, тексты песен и музыку, подбирает актеров, проводит пробы и кастинги. В период съемок режиссёр осуществляет съемки, обеспечивает съемочную группу «фронтом работ», контролирует параллельный монтаж отснятого материала. Кроме этого режиссёр сдает результат работ и весь реквизит после завершения съемочного процесса.
Продюсер картины имеет следующие обязанности: он руководит всей производственной деятельностью, работает с кредиторами и инвесторами картины, заключает контракты с актерами. Продюсер ведет переговоры и заключает договора на все виды услуг в процессе производства. Он наравне с режиссёром отвечает за качество фильма и соблюдение графика производства работ, а также за соблюдение трудового законодательства.
Главный оператор занимается изобразительным качеством фильма. Отвечает за трактовку отдельных сцен где особенно важно качество изображения. Главный оператор отвечает за фотографическое и техническое качество изображения, а также за рациональное использование съемочной техники. Оператор постановщик прикрепляется к съемочной группе на стадии написания литературного сценария, а далее проводит непосредственные съемки. Под руководством главного оператора работают второй оператор, ассистент оператора, техники.
Художник-постановщик отвечает за декорационные решения в оформлении фильма. И приходит в съемочную группу на стадии написания сценария. Звукооператор отвечает за звуковое сопровождение фильма, монтаж звукового ряда с визуальной частью картины. Подборе некоторых саунд треков и звуковых «прогонов». Входит в состав съемочной группы на момент написания литературного сценария.
Для каждой съемочной группы ежедневно на планерке определяется суточное задание, при условии непрерывного производства.